Серия Driver сегодня, спустя восемь лет после выхода первой части, напоминает опытного, но не слишком удачливого футболиста, который когда-то подавал большие надежды, но потом растранжирил их, заработал невнятную репутацию, переходил по аренде в разные клубы и даже был продан. А сейчас он вдруг вернулся и отчаянно трясет стариной, демонстрируя местами действительно интересную игру и напоминая себя прежнего — молодого и амбициозного.
Параллельные линии пересекаются
Действительно, вышедшая в 1999 году первая часть стала локальной сенсацией: разухабистые поездки по огромному городу наперегонки с полицией, конкурентами и бандитами, объединенные увлекательным сюжетом, подарили по тем временам во многом уникальный игровой опыт. Воодушевленные успехом, авторы отправились покорять приставочный рынок, где Driver 2, если не провалился, то как минимум был не понят, судя по оценкам «ихней» прессы. Огромные надежды возлагались на Driv3r — но вместо них случился не менее огромный провал. Игра оказалась набором быстро надоедавших своими условностями и надуманной сложностью миссий, которые подмяли под себя свободу, стиль и атмосферу оригинального «Водилы». Провал признали все, в том числе и издатель — компания Atari, которая под возмущенный шумок избавилась от прав на Driver, продав их Ubisoft.Последняя как раз славится своим умением воскрешать полузабытые игры (дружно вспоминаем Prince of Persia: Sand of Time и Dark Messiah of Might Magic) — так произошло и с Driver: Parallel Lines.
Итак, что у нас там с сюжетом? Все привычно: компания Reflections Interactive (разработчик игры) обожает сооружать из привычного материала (копы в отставке, наркотики и оружие, работа в банде под прикрытием и т.д. и т.п.) увлекательные истории, которые затягивают с первых минут. На этот же раз сценаристы, кажется, превзошли сами себя: похождения талантливого водилы Ти Кея поданы в традициях лучших киношных боевиков, где главное — не кровь на экране, а мысль в голове режиссера. Действие происходит в Нью-Йорке двух эпох (отсюда и название про параллельные линии) — конца семидесятых, когда наш герой связался с «плохой» компанией и стал работать на нее, и наших дней, когда он вернулся, чтобы потребовать платы по счетам. В принципе, сама фабула и набор сюжетных событий знакомы по многим другим играм криминальной тематики, но Driver: Parallel Lines выгодно отличается на общем фоне яркими, харизматичными героями, масштабом и отличным стилем. Последний создается благодаря шикарно поставленным роликам (вспоминаются фильмы Гая Ричи и Квентина Тарантино) и отличной музыке (здесь около восьми десятков классических композиций из арсенала самых разных групп двух эпох, включая Public Enemy, Grandmaster Flash, Suicide и Paul Okenfold).
Одно из главных достижений Driver: Parallel Lines — в сюжетных миссиях стало намного меньше натянутости и условностей, которые в третьей части местами просто отпугивали. Почти нет и завышенной сложности — теперь мы действительно играем, а не боремся с выдуманными препятствиями. Все равно не получилось пройти с первого раза? Ничего страшного, отдохните, покатайтесь по одному из трех районов — Манхэттену, Бруклину или Бронксу, подучитесь автомобильным лихачествам и стрельбе, а затем снова возвращайтесь к сюжетной миссии. Да-да, вы не ослышались: избавившись от нелепых условностей Driv3r, четвертая часть вернулась к концепции «свободного города». То есть суть примерно следующая: есть огромный, тщательно смоделированный населенный пункт, который живет собственной жизнью. Мы можем просто прокатиться по его улицам, соблюдая правила дорожного движения, любуясь пешеходами, осторожно косясь на полицию... кроме того, можно найти и огромное количество приключений на свою задницу. В игре есть десять типов свободных миссий, которые зависят от выбранной эпохи: гонки по улицам города и специально подготовленным трассам, работа таксистом и прочие «стандартные» развлечения разбавлены воровством автомобилей, перегонкой авто по определенному маршруту и даже охотой за головами некоторых водителей. Плюс, конечно же, сюжетные задания — к ним можно вернуться в любой момент, а когда надоест (или появятся сложности), снова заняться «свободной охотой».
Заработанные во время приключений деньги стоит вкладывать в тюнинг и модернизацию своих железных коней, которые хранятся в гаражах и автомастерских. Тачку любой из восьми десятков представленных в игре моделей можно получить как награду за выполнение сюжетной миссии или же просто угнать с улицы и привезти к «родному очагу». Тюнинг, да и модернизация стандартны, но в данном случае радует уже то, что они появились в принципе: теперь перспектива прохождения многих заданий зависит не только от воли разработчиков, удачи и «набитой руки», но и от того, насколько крутой у тебя будет «тачка».
Гони, гони, мое авто
Кто-то с этим, конечно, не согласится: дескать, новый Driver просто подстроился под современные реалии (действительно, трудно представить сегодня подобный проект без свободных миссий и тюнинга), но в итоге лишь стал средненьким клоном Grand Theft Auto: San Andreas с ограниченными возможностями: здесь, например, нельзя откормить своего персонажа до состояния плохо соображающего борца сумо, прикупить на сдачу персональный банк или стриптиз-бар, самостоятельно выбирать музыку и т.д.
Но тут надо понимать один важнейший нюанс: серия Driver изначально была ориентирована на гонки, а не на симулятор бандита в свободном городе. С этой точки зрения авторы добавили ровно столько, сколько нужно, чтобы в итоге мы получили именно увлекательные и разнообразные гонки, обрамленные отличным сюжетом. Ведь по гоночной части игра делает всех конкурентов. Во-первых, здесь самая адекватная модель поведения авто: ни о какой симуляции и переключении скоростей речь, конечно, не идет, зато машина идеально слушается малейших манипуляций игрока, что в условиях переполненного мегаполиса важнее наличия коробки передач. К тому же многие модели обладают собственным нравом, который здесь ощущается отчетливее, чем в других подобных проектах. Во-вторых, в Driver: Parallel Lines, пожалуй, наиболее подробная физика — для аркады, естественно. Дело даже не только в выбитых лобовых стеклах, отваливающихся на ходу дверцах и прочих частях автомобильного тела. Порадовала прежде всего физика столкновений, которая стала менее игрушечной: вы реально ощутите «пойманную на таран» машину, в зависимости от скорости движения и модели. Тачка спокойно может даже вылететь на встречную полосу, задеть там еще несколько авто и устроить грандиозное ДТП.
Наконец, здесь самые умные полицейские — они цепко садятся на хвост и уйти от их «облавы» очень и очень непросто. На форумах фанаты вовсю делятся впечатлениями от их работы, выкладывая записи того, как «копы» грамотно организуют засады на дорогах и преследуют горе-водителя.
Впрочем, придраться тоже есть к чему. Симуляция окружающего мира вызывает сплошное недоумение: пешеходы могут спокойно пройти мимо сбитого в метре от них человека, мотоциклисты, которых мы задели, будут все так же гордо и молчаливо сидеть в одной и той же позе. Не до конца игра избавилась и от некоторых условностей в миссиях. Но все это во многом компенсируется смазливой картинкой, которую отличает внимание к деталям, общая похвальная четкость и удачный подбор красок: не слишком кричащих, но и не бледно-невнятных.
* * *
Driver: Parallel Lines наконец-то напомнила о том, что серия изначально была неплохой игрой, а не только посмешищем для поклонников GTA. Четвертая часть, сделав ставку на свободу, разнообразие, стиль и комфорт, позволяет почувствовать себя разухабистым гонщиком на улицах Нью-Йорка. И это самое главное.